среда, 9 июня 2010 г.

Vilnius Challenge 2010, отчет штурмана.

Команда:  NitroJam – LONGUS.
Состав: Солодкин Сергей, Бажанский Виталий (к).
Класс: Элит.
Группа: ММ.
Результат:  8 ч 43 мин.
Место в группе:  5

Когда смотришь на вершины их горок с подножия –
шлем с затылка спадает, и шею боишься свернуть.
     Слухи о приключенческой гонке в столице Литвы начали ходить еще ранней весной. Являясь приверженцем гонок на износ, сначала я посчитал нецелесообразным проделывать весь путь от планирования поездки  до разборки и поиска пропавших вещей ради 9 часов контрольного времени. Но некоторое время спустя наступил мультиспортивный голод,  и я снова вернулся к рассмотрению данного варианта его утоления. Посовещавшись с Артуром из БайкСити, мы решили, что было бы совсем неплохо начать экспансию европейских территорий командой Longus. Уехав на  спортивные сборы в Норвегию, я поручил Игорю заняться заявкой и оформлением визы.

Игорю,  как и нескольким еще белорусам, желающим поучаствовать в гонке, визу получить не удалось. Оставалась возможность поискать напарника среди ориентировщиков, оформлявших себе мультивизы весной,  но тут раздался звонок, и Виталик Бажанский сообщил мне о своей аналогичной истории. Зная о том, что Виталик периодически остерегается чрезмерных нагрузок и заявляется в спорт-класс, предположил, что за высокие места бороться будет сложно. Но раз уж такая ситуация вышла, то это был, пожалуй, оптимальный вариант для нас обоих, тем более не я же ему первый позвонил, пускай теперь сам и расхлебывает…  Переговорив с Артуром, получаю от него одобрение, и вот майка Longus для Виталика лежит у меня в рюкзаке…
     Пятница, обед, шквалистый ветер, проливной дождь… Какой, к черту, Вильнюс – там же горы, на 5 точке что ли с них съезжать?! Подъезжаем к границе – солнце, безоблачно, может у нас в стране с климатом что-то не так?
     16.15 – опаздываем на регистрацию, долго тупим с улицей, разрезанной на 2 части автовокзалом, теперь у нас 4 часа времени до следующей возможности зарегистрироваться на месте старта гонки. Старт в центре города возле пешеходного моста, решаем поехать туда и прогуляться, находим еще более выгодное решение – велопрогулка. Виталик хорошо знает Вильнюс, проводит по основным достопримечательностям. Посмотрев на местные заросшие парки со стометровыми склонами, понимаю, что организаторы используют их по полной программе. Да и река Вилия(Нярис на местном наречии) – совсем не Тихий Дон…

Регистрация – в очередной раз, заговорив с одним из организаторов на английском, переспрашиваю подробности паспортных данных у Виталика, выясняется, что товарищ организатор и по-русски очень нормально шпрэхает. Ставим подписи в бумажке, где из всего написанного мы понимаем только цифры, которые нам придется оплатить, по-видимому, за порчу прокатного оборудования. Вечер проводим в беседах о том как завтра нам будет хорошо, и раскладывая вещи по комплектам, потому как предстоит 2 вида плавания, после которых хорошо бы и переодеться.

Итак, утро, небо ясное, в 8 утра совсем не жарко, делаем пару фоток перед стартом. Замечаем, что народу как-то поубавилось, видим вдалеке удаляющуюся группу спортсменов. О том, что старт выносной мы знали, но что к нему надо добираться самостоятельно – не рассчитывали. У подножия горы с башней Гедымина получаем чипы и карты, легенда на литовском и «непонятном английском», но мы особо не расстраиваемся, так только интереснее будет.

Старт – с вершины горы пробегаем по тропе, на которой отмечаем первый  КП 31. Далее городское ориентирование. Хитросплетение улочек и толпа из 100 человек масстарта не дают расслабиться. Решаем подрезать, на местности забор, перепрыгиваем, с обратной стороны незакрытые ворота, не нахожу нужный проход, приходится оббегать за другими участниками, теряем несколько секунд, но это совсем ничего не значит. В остальном чистенько.  В конце этапа переплыв, хотя таковым его сложно назвать – течение такое, что уже совсем недалеко от берега ноги подбрасывает, и ты повисаешь на судейской веревке, дальше просто перебираешь руками по веревке, но самое интересное в конце – вытянуться из воды в мокрой одежде уставшими руками совсем не просто. Сам сходу не осилил, подсаживаю Виталика, потом он вытягивает меня.

Далее велосипед, сначала заданная последовательность КП, потом линия СКП,  только линия не в нашем понимании мультиспорта – она нарисована на карте, а на местности она ничем не промаркирована, вот и заставляй себя контролировать карту каждую секунду, чтоб не проскочить нужный поворот. Уровень велоориентирования в Литве очень высокий, технически они очень сильны в езде по лесным тропам. Понимаю, что на каждой горе, где нам приходится выщелкиваться из седла, они нас обувают на минутку-другую, но горы очень серьезные и нам в них заехать почти нереально. Периодически оставляем велы у подножия и пехом поднимаемся на горки за КП. На спусках дух захватывает, один из КП на вершине горнолыжки, видон еще тот… Встречаем организатора, с которым вчера по-английски объяснялись, говорит, что отстаем на 27 минут.

Приехав на сплав, снова переодеваемся в то, в чем плавали через реку. Спрашиваем куда спускать лодку – отвечают «куда хотите», а водоема поблизости не видно… Идем к низине, там должна быть вода, находим озерцо, загребаем по направлению, там еще одно, а дальше воды не видно… Виталик побежал искать, а я достал карту, оба добились результата, реку нашли, спустились. Река бурная, с камнями и перекатами, все бурлит, у меня опыта категорийных походов нет, но Виталик пока не очкует. Адреналин бъет в мозг, начинаем разруливать перекат за перекатом – я говорю куда прижимаемся, Виталик командует, как грести. Должен быть КП, видим людей на берегу, вылазим, я разговариваю с оргами, Виталик с другой командой осматривает окрестности, Оказалось, недомолвка у оргов – КП не поставили, но будет  техэтап – троллей с самостраховкой с вершины обрыва с другого берега в эту точку, но позже по дистанции. Отправляемся дальше. Впереди мост, под ним слышен водопад, видим организатора, говорит правее можно взять. Пока не понимаю, как можно взять водопад. Проезжаем чуть дальше, из-за куста показывается объезд водопада с цепочкой порогов, он упирается в берег, видимо резкий поворот налево. Шумно ругаясь и выкрикивая то «левым», то «правым» слетаем в поворот, Виталик орет «табань!», помогаю лодке развернуться, он опять орет «табань!», не понимаю зачем, уже ведь можно рвать дальше, тут замечаю впереди двух парней, которые утопили лодку и вот-вот поднимут ее поперек нашего пути. Тем временем нас несет, и «табань!» не помогает, парни смотрят ошалелыми глазами, как мы скребем по их лодке и чуть не задеваем их самих. Кажись, проходим, далее чуть подворачиваем в поворот. Впереди плывут их весла, теряем пару минут на то, чтобы выбросить весла на берег, просим отдыхающего занести ребятам весла. Под впечатлением продолжаем бороться со стихией. Этап длинный – 11км, хоть река и бурно несет, но рваный темп, то ускоряемся,  то замедляемся, чувствуется усталость в руках.

Сходим на берег, карты промокли, рассказываем про случай на дамбе, один из организаторов нас узнает, он там был, говорит «так это вы те каскадеры?..» Впечатленные ТАКОЙ водой, убегаем на сити-ран. Задача просто добежать до БЛ. Далее по легенде непонятное литовское слово, похожее по написанию на «idiotas». Приходим на пешеходный мост, там нас ждут, говорят спуск в реку на восьмерке, а мы-то думали, что уже последняя вода была. Виталик спускается, слышен «плюх», думаю что выпендривается, руки отпустил перед входом в воду... Спускаюсь я, за два метра до воды веревка кончилась, выругаться не успел, только подумал, что Виталик все-таки не выпендривался.  Снова задача вылезти из воды на парапет, Виталик уже справился, помогает мне. Бежим к вещам, дальше длинный трекинг, нужно подкрепиться и переодеться.

Дальше по легенде КП31, но мы его брали самым первым, и кружок на карте там же. Не сомневаясь прибегаем к горе Гедымина, КП на месте нет. Ничего не понимаю, там было прикручено как минимум 5 баз электронной отметки, чтоб на старте не создавалось заторов, неужели орги оставили базы без присмотра и их сперли? Решаем поискать по всей горе, карта ведь у нас теперь другая, менее детальная, точно не видно где КП стоять должен, может перенесли куда-то… Созревает единственный вариант – если и стоило куда-нибудь переносить, то только на самую верхушку. Интуиция не подвела – мигрирующий КП взят. Далее еще одна гора, встречаем главного орга, он извиняется за отсутствующий КП на воде. Переходим на спортивную карту, тут уж нам «и карты в руки». Виталик, кстати, всю предыдущую часть пешего маршрута по топо-карте выполнял почетную миссию сушки спортивной карты после промокания, с чем успешно справился. На пути попадается бункер, конечно же мы о нем знали и конечно же оставили все фонари на велосипедах перед этапом с байдами. Спас фотоаппарат, после 3 снимков в пустоту был обнаружен КП в подземелье. Спуск с обрыва на тот отсутствующий водный КП за рекой был необычным, мы оба вщелкнулись в усы, а Виталик в восьмерку закрутил спусковую веревку, у него был дюльфер по наклонной, а я тупо болтался на усе и поправлял неудобные лямки.

После небольшого перегона попадаем к своим велам, оргии на КП сообщают, что у некоторых талантов на солнце полопались колеса, я порадовался, что забыл подкачать свои. Угощаюсь орговским РедБулом. Мы, оказывается, в районе десятого места идем, и всего-то час за лидером. А еще кто-то говорил, что кроме воды что-то не взял. Начинаю прикидывать наши шансы, главное чтобы Виталика хватило.

Велик сразу понес нас в рельеф. 3 Часа на все, но впереди такие горы, что дистанция удваивается в длину. Проскакиваем поворот на спуске, назад не хочется, едем по слаломному  сингл-треку, в основном вниз и не медленно, но все же не так быстро как можно было по дороге, которую проскочили. На уходе с одного из КП встречаем соперников, они не далеко за нами, надо стараться. Последний КП на спорт-карте просто шокирует – 70 метров тупо вверх, а потом еще и по топо-плану 2 солидные вершины с обзорными площадками собрать. Боимся не успеть в контрольное время, на последний КП поднимаемся в отвесную гору, Виталик уже с трудом ползет вверх, горками накормили. Вылазим из чащи, а там туристы на обзорной площадке - одним глазом косятся на нас, другим гида слушают. Нашли мы свое КП - и вниз. Давим хорошо, Виталик приободрился, финиш почувствовал. На пешеходном мосту так на прохожих орал, которые по велодорожке гуляли, что даже мне страшно становилось. На закуску тех задание на вершине отеля. Там два варианта – либо дюльфер с 70 метров, либо роуп-джампинг оттуда же, хотелось второго, но инстинкт протестовал.

Приехали к оргам, спрашиваем как прыгать – самим в отель ломиться, или искать кого? Никто ничего не знает, нашли дядечку, машет мол идите к отелю, мы побежали к главному входу, видим опять машет, типа в другую сторону... Короче еле нашли людей с обвязками, оделись и бегом наверх, на 25 этаж, соперники то, те которых видели на велоэтапе,  уже едут… В итоге посередине подъема Виталик устал, говорю, побегу узнавать что там да как, а ты борись. Наверху еще кто-то спускается, окинул конструкцию взглядом, все-таки дюльфер. Оргии сказали подождать напарника, а вот и Виталик. Вщелкиваюсь, понимаю что оставил на веле свои мокрые перчатки, спускаюсь предельно аккуратно, чтоб не пришлось тормозить, сжигая кожу. Особенно сложно внизу, когда веревка не зажимается своим собственным весом. Внизу парень в толстых кожаных перчатках, говорю «сам снимай свою восьмерку, раз она у вас такая горячая», он смеется, но снимает. Спускается Виталик, внизу пытается сам отстегнуться, обжигает палец. Говорю «слабак, я вон без перчаток»… Он в шоке, он вело-перчатки еще веревкой пропалил, требует показать руки, показываю, что все хорошо, даже чистые, а у него все черные, говорит что я толи хитрый, толи железный. Вот и финиш, 8 часов 43 минуты, мы довольны собой. Технически сложная гонка не позволила выложиться по полной, но вспоминая все, что пришлось преодолеть за это время, кажется, что это был один сплошной драйв. Пусть мы не ощутили всех недостатков организации, потому что к нашему приходу на пункты их уже устраняли, а иногда нам эти косяки просто не мешали, потому что концентрация, уверенность в себе и четкая планировка позволяли принимать правильные решения. Да, организаторы не представляли, что означает такое количество участников, но в большинстве своем они были на высоте, а то, что место старта мультигонки «Vilnius Challenge», приписано властями к числу достопримечательностей, и теперь по городу будут расставлены дорожные знаки-указатели, говорит об уровне этого мероприятия.

По итогам гонки мы заняли 5 место в классе Элит по группе ММ (кстати, по-литовски VV). Наши друзья взяли 4 и 10 места в классе Спорт по группе МЖ. Награждали 6 команд, но в группе МЖ по элите было только 2 призера, а  в  группе ЖЖ ни одного. Не закончивших полную дистанцию не награждали, а с трассой, по всей видимости, переборщили.  На дистанции нужно было носить номерную майку от организаторов, благодаря чему на награждение мы достали из сумок чистые и свежие майки LONGUS.

Пофоткались, поблагодарили организаторов, и поехали… гулять по городу. «Не  нагулялись» скажете Вы, и будете абсолютно правы, по Вильнюсу можно гулять бесконечно долго. На следующее утро мы поехали разминать тела на эстафетку по спортивному ориентированию, на окраине города проводился Чемпионат Вильнюса по эстафетам, но это уже совсем другая история. А теперь хочется посоветовать всем любителям активных приключений записать Vilnius Challenge 2011 в свои планы и подготовить все документы заранее. От меня СПАСИБО Виталику за соучастие, организаторам за гонку, а друзьям и спонсорам LONGUS и BikeCity за помощь и поддержку.